ОБ ЭМБЛЕМЕ-ГЕРБЕ КУЛЕЦМЫ

О египетских пирамидах фараонов, которым более 5 тыс. лет, арабы говорят: “Все подвластно времени, а время подвластно пирамидам”. У входа в село, в конце кладбища, над речкой Герга перекинут мост. Напротив него стоит скала, напоминаю­щая голову человека, называется она Талай, что значит хутор. Видимо, возле скалы через два дома был хутор, со временем он исчез, а название досталось голове.

Через два дома Джума-мечеть с возвышающимся над ней минаретом.

Что древнее - пирамиды фа­раонов или эта “голова”? Сложный вопрос. Но здравый смысл подсказывает, что ‘"голова” эта древнее наше­го села и его обитателей. Она немой сви­детель судеб села и наших предков. Чтобы встреча и прощание не были крат­кими, дорога в село и об­ратно огибает голову с трех сторон. Поэтому не случай­но, что “голова” в центре эм­блемы.

Атрибутами многих гербов-эмблем обычно являются богатства хозяев.

Но в нашем символе нет ни картофеля, ни капусты, ни зерновых, ни овец, ни коров, хотя всем этим село может похвастаться. Эти богатства для тела, а не для души, они временны и преходящи. Поэтому над “головой” стоит орел - вседагестанский символ стойкости, мужества, горского намуса.

Рядом с орлом - павлин - символ грации, изящества и красоты, терпения и скромности в гармонии с честью и справедливостью, добротой и миролюбием у арабских и восточных наро­дов.

Оба этих символа - орел и павлин - облагораживают наш внутренний мир, если они находятся под светом Ислама. Поэтому над ними полумесяц и звезда - символ всех мусульман мира, с которыми наши предки были в мире, братстве и дружбе, гармонии единства, получали свет Ислама и сами светились исламским поведением и образом жизни.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Мечеть из гладкого обтесанного камня с красным шестигран­ным минаретом согласно украшенной орнаментом с красивым обрамлением надписи на камне в стене построена в 1309 году хиджры. Надписи на камнях гласят: “Смерть явна, хотя вами она не желаема ” “Торопись покаяться до смерти”, “Торопись к намазу, пока ты в нем”, “Пока ты в мире, позаботься об ахирате”, “Положись на Аллаха: ты в Его руках”. Была построена в очень давнее время первая в селе мечеть. Вновь открыта в 1983 г., она стала Джума-мечетью.

ДРЕВНЕЕ ГОРОДИЩЕ КУЛЕЦМА

Из книги А.И. Абакарова, М.Г. Гаджиева “Исследова­ние раннесредневековых укрепленных поселений горного Дагес­тана”:

“Разведочные работы, проводившиеся в 60-х годах, позволи­ли поставить вопрос о возможности существования укрепленных поселений городского типа в горных районах Дагестана. Однако изучению подобного рода памятников вплоть до начала 70-х го­дов сколько-нибудь серьезного внимания не было обращено”.

Согласно археологическим исследованиям вышеназванных ав­торитетных специалистов, “Кулецминское городище находится к востоку от селения Кулецма на левом берегу р. Герга в местности под назва­нием “Росдал гох1’ (в пе­реводе с аварского “Сель­ский холм”).

Городище занимает до­вольно значительное по площади плато, огражден­ное с южной стороны об­рывистыми скалами, с во­сточной стороны плато имеет более пологий склон (см. рис.).

Основная территория городища находится над скалистыми обрывами на южной половине плато. Здесь, ближе к восточной границе городища, нахо­дится другое возвышение (цитадель?), окруженное двумя валами и двумя рвами, диаметром около 80 м. Такое же кольцеоб­разное Возвышение диа­метром около 30 м. огражденное также рвом и валом, находится у западного края плато.

С открытой северной стороны городище ограждает вал, обра­зовавшийся из развалин крепостной стены” (см. схематический рисунок с разъяснениями к нему Р. Магомедова).

Множество моих вопросов (о названии села Кулецма, о вре­мени его возникновения и т.п.) осталось без ответа.

Городище нужно раскрывать и изучать. Когда это будет сдела­но - неизвестно.

Называлось ли городище теперешним названием Кулецма, яв­ляются ли его обитатели предками нашими или они нам чужие - спорный вопрос, как и вопрос о том, что раньше возникло: курица или яйцо.

Ахкент