ОБ ЭМБЛЕМЕ-ГЕРБЕ КУЛЕЦМЫ
О египетских пирамидах фараонов, которым более 5 тыс. лет, арабы говорят: “Все подвластно времени, а время подвластно пирамидам”. У входа в село, в конце кладбища, над речкой Герга перекинут мост. Напротив него стоит скала, напоминающая голову человека, называется она Талай, что значит хутор. Видимо, возле скалы через два дома был хутор, со временем он исчез, а название досталось голове.
Через два дома Джума-мечеть с возвышающимся над ней минаретом.
Что древнее - пирамиды фараонов или эта “голова”? Сложный вопрос. Но здравый смысл подсказывает, что ‘"голова” эта древнее нашего села и его обитателей. Она немой свидетель судеб села и наших предков. Чтобы встреча и прощание не были краткими, дорога в село и обратно огибает голову с трех сторон. Поэтому не случайно, что “голова” в центре эмблемы.
Атрибутами многих гербов-эмблем обычно являются богатства хозяев.
Но в нашем символе нет ни картофеля, ни капусты, ни зерновых, ни овец, ни коров, хотя всем этим село может похвастаться. Эти богатства для тела, а не для души, они временны и преходящи. Поэтому над “головой” стоит орел - вседагестанский символ стойкости, мужества, горского намуса.
Рядом с орлом - павлин - символ грации, изящества и красоты, терпения и скромности в гармонии с честью и справедливостью, добротой и миролюбием у арабских и восточных народов.
Оба этих символа - орел и павлин - облагораживают наш внутренний мир, если они находятся под светом Ислама. Поэтому над ними полумесяц и звезда - символ всех мусульман мира, с которыми наши предки были в мире, братстве и дружбе, гармонии единства, получали свет Ислама и сами светились исламским поведением и образом жизни.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Мечеть из гладкого обтесанного камня с красным шестигранным минаретом согласно украшенной орнаментом с красивым обрамлением надписи на камне в стене построена в 1309 году хиджры. Надписи на камнях гласят: “Смерть явна, хотя вами она не желаема ” “Торопись покаяться до смерти”, “Торопись к намазу, пока ты в нем”, “Пока ты в мире, позаботься об ахирате”, “Положись на Аллаха: ты в Его руках”. Была построена в очень давнее время первая в селе мечеть. Вновь открыта в 1983 г., она стала Джума-мечетью.
ДРЕВНЕЕ ГОРОДИЩЕ КУЛЕЦМА
Из книги А.И. Абакарова, М.Г. Гаджиева “Исследование раннесредневековых укрепленных поселений горного Дагестана”:
“Разведочные работы, проводившиеся в 60-х годах, позволили поставить вопрос о возможности существования укрепленных поселений городского типа в горных районах Дагестана. Однако изучению подобного рода памятников вплоть до начала 70-х годов сколько-нибудь серьезного внимания не было обращено”.
Согласно археологическим исследованиям вышеназванных авторитетных специалистов, “Кулецминское городище находится к востоку от селения Кулецма на левом берегу р. Герга в местности под названием “Росдал гох1’ (в переводе с аварского “Сельский холм”).
Городище занимает довольно значительное по площади плато, огражденное с южной стороны обрывистыми скалами, с восточной стороны плато имеет более пологий склон (см. рис.).
Основная территория городища находится над скалистыми обрывами на южной половине плато. Здесь, ближе к восточной границе городища, находится другое возвышение (цитадель?), окруженное двумя валами и двумя рвами, диаметром около 80 м. Такое же кольцеобразное Возвышение диаметром около 30 м. огражденное также рвом и валом, находится у западного края плато.
С открытой северной стороны городище ограждает вал, образовавшийся из развалин крепостной стены” (см. схематический рисунок с разъяснениями к нему Р. Магомедова).
Множество моих вопросов (о названии села Кулецма, о времени его возникновения и т.п.) осталось без ответа.
Городище нужно раскрывать и изучать. Когда это будет сделано - неизвестно.
Называлось ли городище теперешним названием Кулецма, являются ли его обитатели предками нашими или они нам чужие - спорный вопрос, как и вопрос о том, что раньше возникло: курица или яйцо.